Nau

  ·     ·     ·     ·     ·     ·     ·  
links     xlegio.ru







Гокштадский корабль (дракар)
В 1880 году возле Сандефьорда (Норвегия) было найдено большое скандинавское судно, относящееся к IX веку (называемое судном из Гокштада), длиной 24 м, шириной 5,1 м. Парусное вооружение состояло из одного большого рейкового паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Длина гребного весла составляла 5,5 м. Это красивое и стройное судно с круто приподнятой к обеим оконечностям линией борта построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Исключительную мореходность этого типа судов практически доказали двенадцать молодых норвежцев в 1898 году. Построив точную копию гокштадского корабля, они успешно пересекли Северную Атлантику, показав среднюю скорость хода 9-10 узлов, что было весьма неплохо и для более поздних больших парусных судов.
Draken Harald Harfagre drakenhh.com
Корабль Вильгельма Завоевателя
Более половины тысячелетия держали Европу в страхе "рыцари открытого моря" викинги. Своей мобильностью и вездесущностью они обязаны дракарам – подлинным шедеврам судостроительного искусства. На этих кораблях викинги совершали далекие морские плавания. Ими открыты Исландия, южный берег Гренландии, задолго до Колумба побывали они и в Северной Америке. Змеиные головы форштевней их кораблей видели жители Балтики, Средиземноморья, Византии. Вместе с дружинами славян "обживали" они Великий торговый путь "из варяг в греки".
Основным движителем дракара был рейковый парус, площадью 70 м2 и более, сшитый из отдельных вертикальных полотнищ, богато украшенный золотой тесьмой, рисунками гербов вождей или различными знаками и символами. Рея поднималась вместе с парусом. Высокую мачту поддерживали идущие от нее к бортам ванты1 и к оконечностям судна – штаги2. Борта были защищены богато расписанными щитами воинов. Силуэт скандинавского судна является единственным в своем роде. У него много эстетических достоинств. Основой для воссоздания внешнего вида этого судна послужил рисунок знаменитого ковра из Байе, на котором была изображена высадка Вильгельма Завоевателя в Англии в 1066 г.
Норманнский шнеккер
Tермин "шнека" в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года.
Слово "шнека" (производное от норманнского "шнеккер" - змея) - обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина - 4,2-5,1 м, высота борта - 1,2-1,7 м, осадка - 0,5-1 м. Среднее водоизмещение - от 10 до 20 т. Экипаж - 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу до 25-35°. Для большей остойчивости укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.
Многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня - форкастль, кормовая - ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.
Новгородское судно
Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим путям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои трюмы до 6-6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам – до 200 т грузов). Судостроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд «варили» железо, широко применяли металлические крепления.
Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 м2, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25-30 человек экипажа и 15-20 воинов.
Русская боевая лодья (ладья)
Известно, что восточные славяне стали совершать плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Они были искусными судостроителями. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В "Повести временных лет" сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому морям, перетаскивая корабли волоком из Дона в Волгу и обратно. Суда славян назывались скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья несла большей, богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
Североевропейский дромон
Первое упоминание о дромоне встречается в жизнеописании короля остготов (540-е годы). Более подробное описание корабля дает Лев философ (IX век). Длина некоторых судов этого класса достигала 41 м. Обшивка была дубовая, с традиционным для севера способом внакрой. Платформы по оконечностям судна закрывались щитами воинов и предназначались для лучников и пращников. Рулевое весло опиралось в одной точке, вокруг которой оно могло вращаться при помощи рукоятки, расположенной под прямым углом к перу весла.
Значительным шагом вперед явилась установка второй, наклонной в сторону форштевня мачты. Более узкий ее парус позволял ходить при боковых ветрах.
Эти типы судов имели наименования: холк, нейв, неф, буза, килс. Создание подобных судов вплотную приблизило северное судостроение к постройке самого распространенного типа балтийского судна - ганзейского когга.
Средиземноморское судно
Приблизительно в конце VIII - начале IX века частые гости в Средиземном море - викинги с удивлением обнаружили, что местные суда вместо привычных глазу северянина прямых рейковых парусов несли треугольные косые. Норманны называли их латинскими (как они называли страны Южной Европы). Имя изобретателя косого паруса кануло в Лету. По мнению многих ученых, латинский парус имеет греко-римское происхождение. Он оказался очень удобным в условиях плавания среди многочисленных островов и архипелагов Средиземноморья. Косой парус позволял лавировать и неплохо ходить при боковых ветрах, и мореплаватели быстро оценили это.
На рисунке показано каботажное судно конца IX века со скошенным штевнем и единственной мачтой, имеющей наклон в сторону форштевня. Управлялось двумя рулевыми веслами.
Венецианское грузовое судно
Судно не отличалось изяществом форм. Крутобокий, довольно неуклюжий корабль имел две мачты и латинское парусное вооружение. Громоздкий ахтеркастль был богато отделан резьбой. Судно имело один люк в палубе и вырез в борту для погрузки товаров непосредственно на твиндек - межпалубное пространство. Рулевое устройство довольно консервативно (два рулевых весла) и мало чем отличается от торговых кораблей Древнего Рима. Навесной руль появился у народов Средиземноморья гораздо позже, чем у северян. Длина подобных судов - иногда их называли нефами и гатами - достигала 30 м, ширина - 8 м, высота мачты - 25 м.
Интересно, что именно такой корабль описан Шекспиром в "Венецианском купце". Подобные суда часто фрахтовались крестоносцами для перевозки войск и снаряжения.
Генуэзский торговый корабль
Изображенный на открытке торговый корабль относится к классу каботажных судов XII века. Ахтеркастль и форкастль выполнены в виде открытых платформ, огражденных ярусным орнаментированным фальшбортом. Через прорези кормовой платформы, выступающей на 0,8 м над основной линией корпуса, проведена пара массивных рулевых весел. На единственном грузовом люке часто крепилась разъездная шлюпка.
Мачта с "вороньим гнездом" (наблюдательный пост на мачте судна в виде бочки) несла латинский косой парус, который позволял лавировать при боковых ветрах. Это было удобно при маневрировании в стесненных условиях архипелагов Средиземноморья, но малоэффективно при попутных ветрах. На кормовой надстройке (ахтеркастле) видны решетчатые (для лучшей вентиляции) провизионные короба.
Генуэзские штурманы водили суда такого типа в Черное море. Двигаясь вдоль берега, они достигали Феодосии и Керчи.
Норманнский кнорр
Kроме боевых судов, мореходы Скандинавии и Северной Европы применяли грузовые суда - кнорры. Это было вызвано необходимостью перевозки большого количества снаряжения и лошадей. В XIII веке произошло еще одно коренное изменение в конструкции судов - появился кормовой руль. Но много раньше мореходы Севера уже поместили рулевое весло непосредственно за кормой, в диаметральной плоскости. Когда рулевое весло крепилось по правому борту, оно под действием боковых ветров и крена то уходило в воду, то вообще выходило из воды, становясь бесполезным. После размещения по центру рулевое весло стало исправно выполнять свои функции, постепенно превращаясь в кормовой руль.
Корпус кнорра типичен для судов скандинавской постройки: его отличают развал бортов, высоко поднятые штевни с украшениями, в палубе - квадратный вырез люка трюма, прямой рейковый парус, на котором, как и на шнеккере, для уменьшения площади парусности стали впервые применять рифштерты
Датский военный корабль
В конструкции корпуса явно просматривается влияние кораблей викингов и ганзейского когга. Судно имело обшивку внакрой, резко скошенный форштевень, навесной руль. Мачта ставилась посредине и удерживалась вантами. Рей, опускавшийся на палубу, нес большой прямоугольный парус, на котором можно было брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая его нижнюю шкаторину рифштертами. На брусе форштевня крепился треугольный помост с зубцами. Боевая палуба занимала около половины длины судна и поднималась над основным корпусом на стойках. Форштевень и ахтерштевень украшались стилизованными изображениями животных. Корабль был палубным и на люке трюма помещали шлюпку. На мачте выше рея крепили "воронье гнездо" для наблюдателей и лучников, клотик мачты обычно венчало изображение креста. Суда такого типа входили в состав датских военных дружин XIV века.
Ганзейский когг
Kогг - основной тип судна Ганзейского союза. Это высокобортное, палубное, одномачтовое (позже двухмачтовое) судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность коггов - навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна - 30 м, длина по ватерлинии - 20 м, ширина - 7,3 м, осадка - 3 м, грузоподъемность - до 200 т.
Рейковый прямой парус площадью 180-200 м2 поднимался на мачте, составленной из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая надстройка (ахтеркастль) была конструктивно связана с корпусом. На ахтерштевне крепилась платформа с зубчатым ограждением. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагались помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна. Форштевень заканчивался наклонной мачтой - бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.
Английский купеческий корабль
Корабль, относящийся к классу коггов. Изображение обнаружено на печати графа Эд. Рутланда (1395). По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась бочкообразная марсовая площадка. Навесной кормовой руль, большой прямой парус с гербами города и владельца и прочная мачта, составленная из нескольких брусьев, стянутых канатами, подчеркивали добротность корабля. Когги были достаточно мореходными судами. Короткий бушприт1 использовался для проводки булиней2, оттягивающих наветренную шкаторину3 паруса.
Массивные шпангоуты со шпацией4 около 0,5 м, дубовая обшивка внакрой толщиной около 50 мм были характерны для этих судов. Палуба настилалась на бимсах, концы которых часто выводились наружу, через обшивку. Подобного типа суда применялись и ганзейскими купцами.
Корабль Ричарда III
Постройка корабля относится к началу XV века, подробное его изображение дано на личной печати короля.
Корабль мало отличается от скандинавских шнеккеров. Резко загнутые и высоко вытянутые штевни срезаны, и боевые площадки для воинов личной охраны Ричарда III как бы составляют единое целое с кораблем, выгодно подчеркивая изящный силуэт.
Корабль был одномачтовым и нес прямой, богато украшенный парус с гербом. Кормовой руль с румпелем крепился на ахтерштевне при помощи рулевых штырей.
Французский торговый корабль
Cуда этого типа называли нефы, бузы, килсы, хулки. Отличительным внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно использовать боковые ветры. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна. На судах появились бушприт, ванты с выбленками, якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому.
Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 т. Галс-клампы, облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота не имевшие талей. Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены были далеко в корму.
На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.
Ганзейский трехмачтовый когг
Во второй половине XV века ганзейский когг получил дальнейшее развитие. Появились когги двухмачтовые, а позже и трехмачтовые. Их водоизмещение составляло 300—550 т. Для защиты от нападения пиратов и кораблей неприятеля Ганза имела на торговых судах арбалетчиков и несколько бомбард. С начала XVI века кроме торговых строились военные когги, которые конвоировали торговые суда на переходе морем. На них устанавливали 20 и более бомбард, уложенных на деревянные лафеты. Длина военных коггов была 28 м, ширина 8 м, осадка 2,8 м, а водоизмещение 500 т и более. На корме и в носовой части как торговых, так и военных коггов по-прежнему располагались сильно развитые надстройки. Немного наклоненная к носу фок-мачта и грот-мачта несли по одному прямоугольному парусу, а бизань — косой парус. На Средиземном море иногда встречались двухмачтовые когги с косыми парусами.
Торговое судно Северной Европы
Pеконструкция этого корабля выполнена по изображению на старинной печати английского города Бостона (1375). Для него характерно удивительно развитое парусное вооружение, появление которого обычно относили к более поздним временам. Фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань1 - косой латинский, что позволяло судну лавировать при боковых ветрах. Особенно ново и необычно применение марселей2, ставившихся в слабый ветер на стеньге3, выше марсовой площадки. Шкоты марселей проводились на марсовую площадку через блоки, закреплявшиеся на ноках4 основных рей, чем объясняется их трапециевидная форма. Корпус бостонского корабля характерен для всех судов того периода. Полные образования с некоторым завалом в районе палубы не позволяли ходить круто к ветру. Обшивка выполнена вгладь. Оконечности судна украшены развитыми надстройками - каслями. Новинкой является наличие якорного клюза и шпиля5 под форкаслем. На главном парусе обычно был изображен герб города-владельца, а на фальшбортах каслей - стилизованный орнамент.





2018 © Copyright leonardasf1. All Right Reserved. uCoz