Nau . Carraca

  ·     ·     ·     ·     ·     ·     ·  
links galea-galley . galea-galley.Каракка



В описаниях каракки почти всегда отмечается заметная выпуклость бортов (так называемая «луковичная» форма корпуса), подкрепление корпусной обшивки прочными продольными брусьями – бархоутами, и, конечно, развитые надстройки на носу и на корме. Ввиду того, что нас в первую очередь интересуют средиземноморские каракки (не забудем, что мы говорим сейчас о генуэзском кораблестроении), мы оставим пока в стороне первые северные каракки с клинкерной (внакрой) обшивкой корпуса, а рассмотрим южные образцы, корпуса которых набирали по давней традиции в карвель (вгладь)

Принадлежность изображенной каракки к южному (средиземноморскому) семейству выдают выступающие за борт оконечности бимсов, на которые положена главная палуба корабля. Эта особенность конструкции позволяет нам судить о геометрии этой палубы; заметная погибь по направлению к носу обеспечивала крутой подъем палубы вверх, в результате чего носовая надстройка давала возможность абордажной партии на военных каракках высаживаться даже на самые высокие корабли той эпохи, а также уверенно защищала находящихся на форкастеле бойцов от оружия противника. Возведенный над носовой надстройкой каркас из брусьев служил для натягивания защитных сетей . Нечто подобное, кстати, мы видим и на ахтеркастеле, кормовой надстройке. Сооружения эти изготовлены из толстых брусьев, имеющих явно избыточную прочность для такой функции, как поддержание тента для защиты от стихии или сетей для защиты от противника. Представляется, что они служили дополнительным конструкционным элементом для обеспечения прочности корпуса, ослабленного разрывом верхней палубы в средней части корабля.

И сам характер каркаса на корме каракки, расположенного поперек судна, подтверждает нашу версию о том, что это не просто надстройка, а элемент конструкции, обеспечивающей поперечную прочность. Как, например, и поперечное размещение палубного настила на корабле Христофора Колумба с известной гравюры Де Бри:

Еще одна особенность корпуса каракки, продиктованная. не в последнюю очередь, требованиями обеспечения его прочности, – наличие фендерсов, или skids (по-английски). Мы раньше описывали их в заметках о северных каракках; приведем здесь лишь отрывок из определения этих брусьев у Фалконера: «длинные изогнутые штуки, подогнанные к вертикальной кривизне корабельного борта».

Обратим ваше внимание еще на один характерный элемент корпуса каракки: нависающую над водой носовую часть, характерный «клюв», определяющий силуэт каракки. Рассмотрим его на увеличенном фрагменте нашей гравюры:

Конечно, здесь художник погрешил против законов перспективы, но нам это только наруку: мы можем рассмотреть структуру интересующего нас элемента. Эта структура очень напоминает аналогичные элемент у таких кораблей Средиземного моря, как шебека и тартана. К сожалению, по нашему изображению трудно сказать, как эта конструкция крепится к носу корабля. Ясно, что она не является продолжением форштевня: центральный брус конструкции покоится на верхней точке стема. А две части по обе стороны от центральной оси очень даже напоминают две сходни. Кстати, они так и называются, об этом пишет О.Жаль в своем Морском словаре в статье 3. Échelle. Échelle с морского языка Прованса как раз и переводится на русский как «трап, сходня». Мы можем увидеть такой же нос на известной картине Карпаччо Прибытие паломников в Кёльн, 1490 год.




Santa Maria, 1460, 62-82ft, 150-200t, Spain, wikipedia.org
длина 23м, ширина 6,7м, осадка 2,8м, водоизмещение 237т (грузоподъемность 100т). Вооружение состояло из четырех 20-фунтовых, шести 12-фунтовых, восьми 6-фунтовых, а также нескольких более мелких пушек (шпрингалов) и мортир и около сотни тяжелых однофунтовых мушкетов. Экипаж 90чел.
Flor de la Mar
1502
36m
400t
Portugal
Victoria
1519
59-69ft
85t

Spain
Ferdinand Magellan
Венецианская каррака
нач. 15 в.




Каррака
1468 г.




Фламандская каракка
В первой половине XV века крупнейшим судном, применявшимся для военных и торговых целей, была каракка. Она имела развитые надстройки в носу и корме, до четырех палуб и три-пять мачт. Обшивка выполнялась вгладь, борта были закруглены и немного загибались вовнутрь. Такие борта до некоторой степени затрудняли абордаж. Фламандская каракка (середина XVI в.) на фок- и грот-мачтах несла прямые паруса и дополнительно марселя, а на бизани — косые паруса. Длина ее около 35,8 м, ширина 5,7 м, осадка 4,1 м, грузоподъемность 537 т. Экипаж 86 человек. На торговых каракках было установлено 10—12 пушек, на военных — 30—40*.

Кормовой фронтон носовой надстройки, форкастеля, расположенный над аркой кубрика (koebrug) очень похож на ахтеркастель, кормовую надстройку. Те же круглые амбразуры, которые продолжаются и на бортовых плоскостях носовой надстройки. Ванты фок-мачты набиваются с помощью юферсов, однако русленя при этом нет. Под надстройкой форкастеля видны торцы многочисленных бимсов, поддерживающих всю конструкцию. В носовой части опорой надстройки служит продольная кница, являющаяся продолжением форштевня. Она заканчивается «кницей носовой фигуры», а сама фигура представляет собой горгулью-дракона с завитым языком из металла.
Выше кницы носовой фигуры располагается якорь с шестью лапами, который подвешен на цепи. Скорее всего, это тот же верп, который мы наблюдали на кораблях Жана Коломба (см. предыдущий пост), хотя, учитывая угрожающее нависание носовой надстройки каракки над любым более низкобортным кораблем, и тяжелую цепь, которую трудно завозить на шлюпке, имеется желание отнести его к средствам, обеспечивающим взятие на абордаж кораблей противника.
Создается впечатление, что носовая часть изображена для каракки, приведенной в состояние боевой готовности. Отсюда и якорь-кошка, подвешенный в том месте, где обычно в те времена помещался блинд, и отсутствие марселя, место которого заняли стропила для натягивания сеток.
Форштаги, похоже, крепятся пока еще без юферсов и без крагов. Не видно и ватер-вулинга бушприта.
Над носовой надстройкой воздвигнута платформа, напоминающая подобную же конструкцию на юте. Она опирается на изогнутые кницы и прикрыта сверху, как уже было отмечено выше, стропилами. По периметру платформы установлен низкий резной парапет, имеющий разрыв в кормовой части.
Нао из Адриатики
1480




Нао из Барселоны
1480




Sao Gabriel
1497
Bartolomeu Dias
25.7 m(LOA)
120t
Portugal
wikipedia.org
Vasco da Gama
Joao da Nova
1502
Portugal



Ганзейский торговец
1510 г.
(хульк, каррака)



venetian carrack
нач 16в.(about 1500 A.D.)

Венеция
shipmodell.com
Неф. нач 16в. Венеция
В средние века военный и торговый флоты Венеции были самыми могучими и многочисленными на Средиземном море. В период крестовых походов (1096—1270) Венеция была основным поставщиком нефов, которые могли брать на борт до 1500 человек. В последующие века конструкция этих судов постоянно изменялась, и к началу XVI века венецианский четырехмачтовый неф имел вполне совершенную форму корпуса и значительные размерения:

наибольшая длина 28,7 м, длина по ватерлинии 25 м, максимальная ширина 8,36 м, осадка до 3 м, водоизмещение около 600 т. Фок- и грот-мачты несли прямые паруса, второй грот и бизань-мачта — латинские. Общая площадь парусов составляла более 770 м2. Такое парусное вооружение позволяло ходить довольно круто к ветру. Большие нефы в отличие от других судов имели несколько якорей (до 7) для предотвращения сноса во время стоянок.

сер 16 в.
Испания



Mary Rose
один из самых больших и мощных военных кораблей короля Генриха VIII. Четырехмачтовая каракка водоизмещением 700 т была построена в 1510 году. В 1536 на трех сплошных палубах (что явилось в то время новшеством) была установлена мощная осадная артиллерия — 39 больших и 53 малых орудия, предназначенных для ведения морского боя. Однако корабль погиб без боя, в гавани. 11 (21) июля* 1545 года английская эскадра готовилась к выходу из Портсмута навстречу приближающемуся к Британии французскому флоту. После подъема брамселей корабль внезапно начал крениться, потом лег на правый борт и через две минуты затонул, хотя море было спокойным и ветер умеренным. Причина катастрофы — плохая остойчивость судна из-за перегрузки артиллерией. Из 700 находившихся на борту моряков и солдат морской пехоты спаслись всего 40. В 1982 году корабль по частям поднят на поверхность.maryrose.org
Henry Grace a Dieu. 1539-53 гг.
В июне 1514 года в г. Вольвиче (Англия) по приказу короля Генриха VIII было построено военное судно «Генри Грейс е'Дью» («Король Генрих милостью божьей»), сокращенно «Гарри», или «Грейт Гарри». Этот корабль с богатым убранством, по-видимому, имел клинкерную обшивку (внакрой). Доски обшивки крепились при помощи деревянных штырей — нагелей, а соединения в перекрое проклёпывались медными заклепками. Длина главной палубы около 50 м, киля 38 м, наибольшая ширина около 12,5 м, водоизмещение 1500 т. На судне были установлены 184 пушки, из них 43 крупного калибра. Передние две мачты несли по три прямых паруса, на двух других были латинские паруса, а на бушприте — блинд и бом-блинд. Экипаж 351 человек, из них 50 комендоров. Кроме того, на борту находились 349 солдат. В 1535— 1536 годах судно перестроили, на нем установили 122 орудия и назвали караккой. В августе 1553 года «Генри Грейс е'Дью» зашел на стоянку в Вольвич и от внезапно возникшего пожара (от опрокинутой свечи) сгорел.

времена Армады
Испания




времена Армады
Испания




сер 16 в.
Англия



Испанское нао
кон. 16 в.
паташ(patache)



Nossa Senhora dos Mártires
1606
Portuguese Indiamen


blogspot.ru













2018 © Copyright leonardasf1. All Right Reserved. uCoz