Sailing. 3. Архитектура и устройство парусных судов.

  ·     ·     ·     ·     ·     ·     ·  

3.1. Основные части яхты.

  • Корпус: нос, корма, свесы (носовой, кормовой), борта (правый, левый), днище, скулы, подзор, транец, палуба.
  • Палуба: бак, ют, шканцы.
  • Кокпит: открытый, закрытый (глухой), самоотливной.
  • Подпалубное пространство: трюм, слани, каюта, камбуз, кубрик, форпик, ахтерпик.
  • Люки: входные, световые (форлюк, ахтерлюк). Иллюминаторы.
  • Надстройки над палубой: рубка.
  • 3.2. Набор судна.

  • Продольный: киль, кильсон, фор- и ахтерштевни, контртимберс, транец, стрингеры, зиги, гофры, привальные брусья, карлингсы. Назначение деталей продольного набора и способы их соединения: замки, кнопы, брештуки, дейдвуды, кницы (старкницы, транскницы, шельфы).
  • Поперечный набор: шпангоуты, флоры, бимсы, полубимсы, усиленные бимсы, банки. Крепление деталей поперечного набора к продольному, применение книц (кницы висячие, горизонтальные).
  • Фальшкиль и его крепление.
  • Степсы. Их устройство и крепление.
  • Переборки, их назначение и крепление, пилерсы.
  • Обшивка: вгладь, кромка на кромку, клеевая, шпоновая, пластиковая. Способы крепления обшивки к набору, ширстрек, шпунтовый пояс.
  • Палубный настил. Деревянная палуба. Детали палубного настила, ватервейс, мидельвейс, настил под равендух, настил из фанеры, пластиковая палуба. Крепление палубного настила к набору, обшивке. Фальшборт, планширь, буртики, их крепление.
  • Люки, их назначение, расположение, устройство, крепление.
  • Устройство открытых и самоотливных кокпитов.
  • Банки, их крепление.
  • Путенсы для стоячего такелажа, их крепление к стоячему такелажу.
  • Пяртнерс, клинья, брюканец.
  • Основные материалы, применяемые для изготовления деталей и частей корпуса яхт.
  • 3.3. Рулевое устройство.

  • Рули постоянные: баллер, перо, петли, пятка с подпятником, головка, румпель, удлинитель румпеля, гельмпорт.
  • Рули навесные: рулевая коробка, перо, сорлинь, рулевые петли, шкворень, румпель. Дистанционное управление, штуртросы.
  • 3.4. Швертовое устройство.

  • Назначение шверта.
  • Шверт, швертовый колодец, шверт-тали.
  • Материалы, применяемые для изготовления швертов.
  • Шверты: мечевидный (прямой), секторный.
  • Устройство швертового колодца: основание, стенки, стойки, планштирь, крепление к килю, флорам (кницы, распорки, банки).
  • 3.5. Устройство для швартовки:

  • швартовые концы, клюзы, полуклюзы, киповые планки, битенги, утки.
  • 3.6. Буксирное устройство, буксирные концы.

    3.7. Якорное устройство.

  • Адмиралтейский якорь, основные моменты.
  • Общее понятие об устройстве якорей других типов.
  • Якорный канат, буйреп, томбуй.



  • КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА СУДНА(Киль,форштевень,ахтерштевень,шпангоуты)

    hobby.nikolaev
    Корпус судна можно определить как прочный пустотелый каркас, состоящий из остова — набора — и водонепроницаемой оболочки. При определении их размеров исходят из необходимости создать Достаточные прочности и внутренний объем. При этом корпус не должен быть излишне тяжелым.
    Набор корпуса может быть деревянным или металлическим. (Первоначально именно дерево служило строительным материалом, поэтому деревянное судостроение называют классическим). В настоящее время применяются новые материалы и новая техника, однако принципиальная конструкция корпуса осталась без изменений, и большинство деталей набора продолжают выполнять прежние функции и имеют прежние названия.
    Ниже рассмотрим основные детали, составляющие набор корпуса судна.

    Киль. Главной частью набора судна является киль — продольная балка, расположенная в нижней части корпуса и идущая вдоль него от носа до кормы. Киль деревянных судов имеет прямоугольное поперечное сечение, вдоль его боковых сторон проходят длинные выемки-шпунты. В шпунты заходит первый ряд досок наружной обшивки, который называют соответственно шпунтовым поясом.
    Для защиты от повреждений к килю снизу прикрепляют крепкую доску, называемую фальшкилем. Так как киль имеет большую длину, то его делают составным из отдельных брусьев, соединенных друг
    с другом в замок. Верхнюю часть киля, расположенную целиком внутри судна, называют резен-килем. На старинных судах, например на военных парусных и т. п., резен-килем называли деревянный брус, устанавливаемый по всей длине киля.
    На деревянных судах киль выступает из корпуса, а на металлических он является частью наружной обшивки (это так называемый горизонтальный киль) . Такой киль не уменьшает боковую качку. Чтобы ее уменьшить, на скулах днища устанавливают скуловые кили.
    Существуют различные виды килей: классический со шпунтом ( а) , без шпунта (Ь) и с упрощенным шпунтом (с).

    На судах и шлюпках, у которых должно быть усиленное крепление обшивки к килю, последний, как правило, делают классическим со шпунтом. Если выполнить киль с упрощенным шпунтом, то соединение с обшивкой будет менее прочным. Киль без шпунта выполняют главным образом на судах с плоским днищем.
    Кили старинных судов не отличаются от приведенных выше. Так, на египетских судах киль находился внутри корпуса, на
    римских судах с озера Неми было четыре киля без шпунта, а на некоторых небольших римских судах, найденных в различных местах, — кили с упрощенным и обычным шпунтом. Какими были кили в более ранние периоды, неизвестно, но можно полагать, что классический киль в том виде, в каком он дошел до нас, впервые появился у финикийцев.

    Форштевень (стем) представляет собой брус призмообразной формы, устанавливаемый в передней части киля с большим или
    меньшим наклоном от вертикали. В нижней части форштевень может быть либо изогнутым, либо совершенно прямым.
    Стем соединяется с килем или непосредственно, или при помощи ряда деревянных деталей — штук. К форштевню с внутренней стороны крепится внутренняя часть штевня — фал стем, соединенный с кильсоном посредством фалстем-кницы; здесь же находятся Деревья, которые заполняют узкое пространство, образовавшееся при переходе от киля и кильсона к форштевню, — так называемый носовой дейдвуд. Спереди на форштевень крепится водорез, верхняя часть которого называется княвдигедом, а нижняя — грепом. Греп с помощью бакса соединяется с килем, верхняя часть княвдигеда — с кривым деревом, так называемым стандерсиндигетом, а передняя Часть княвдигеда - с лисельиндигетом, на котором устанавливали носовое украшение — фигуру.
    Как по килю, так и по форштевню проходит шпунт для крепления обшивки. Если судно имело острый нос, то сравнительно большой край обшивки мог опираться на форштевень,если же полный нос, то, чтобы улучшить крепление обшивки, по бокам форштевня устанавливали два специальных бруса, называвшихся недгедсами (фигурные шпангоуты у форштевня) . На металлических судах форштевень более простой. Его изготовляли из одной поковки или отливки или из полосового металла.
    Различают форштевни прямые, наклоненные вперед (на быстроходных судах) и даже заваленные назад (на особых маленьких лодках), например на Лигурийских ялах и лодках, плавающих в Адриатике.
    Форштевни старинных судов состоят из тех же деталей.


    Ахтерштевень (старнпост). В задней части киля вертикально к нему устанавливается брус, называемый ахтерштевнем. Внешняя часть ахтерштевня несколько расширена для предохранения руля, навешиваемого на ахтерштевень. Как и форштевень, ахтерштевень деревянного судна состоит из нескольких деталей: фалстарн-поста, старнкницы и заполняющих деревьев — кормового дейдвуда.
    На ахтерштевне имеется шпунт для крепления обшивки.
    На ранних металлических торговых судах ахтерштевень обычно отливали или выковывали вместе с кронштейнами гребных валов, а на военных судах кронштейны изготовляли отдельно. На одно или трехвинтовых судах ахтерштевень состоял из двух вертикальных частей, соединенных в замок. Переднюю часть ахтерштевня, через которую проходит гребной вал, называют старнпостом, а заднюю, , на которую навешивают руль, -- рудерпостом. Пространство между ними называют винтовым колодцем, или окном винта. Большинство ахтерштевней устанавливают вертикально, на парусных лодках их часто заваливают внутрь. На старинных судах ахтерштевень располагался так, как показано на рисунке.

    Шпангоуты. Поперечные элементы конструкции корпуса, вместе с килем образующие его набор, называются шпангоутами.
    Шпангоуты устанавливают в вертикальной плоскости перпендикулярно ДП. По аналогии с ребрами животных боковые ветви шпангоутов иногда также называют ребрами. Каждый шпангоут состоит из пары ребер, укрепленных на киле; они изогнуты по форме днища и продолжаются вверх по бортам. Вследствие U-образной формы корпуса в середине судна и V-образной в оконечностях шпангоуты невозможно изготовить из целого дерева, поэтому их делают составными.
    Обычно шпангоуты по ширине выполняют двухслойными (из досок или брусьев). При этом слои фальцуют так, чтобы половина высоты одного слоя накладывалась на середину другого. После этого оба слоя накрепко скрепляют нагелями. Реже оба слоя устанавливают друг от друга на расстоянии при помощи небольших деревянных вставок и соединительных шипов. Но и в этом случае в нижней части шпангоута слои всегда подгоняют вплотную друг к другу. Число шпангоутов зависит от длины судна и требуемой прочности корпуса. Вообще же расстояние между шпангоутами — шпация — не должно превышать полуметра.

    Шпангоут в самом широком месте судна называют мидель-шпангоутом, остальные шпангоуты — „передними" или „задними" в зависимости от того, находятся они от мидель-шпангоута к носу или к корме. Нижнюю часть шпангоута, соединяющую с килем

    называют флортимберсом. Он может быть изготовлен из целого куска дерева или из двух, соединенных на киле. К флортимберсам с каждой стороны примыкают футоксы, нумеруемые от флортимберса.

    В зависимости от размерений судна могут применяться шпангоуты с различным числом футоксов. Верхнюю часть шпангоута называют топтимберс. В корме и в носу, где шпангоуты заострены, флортимберсы тоже имеют заостренную форму - это так называемые пиковые флортимберсы.

    В носовой и кормовой частях судна шпангоуты не всегда располагают перпендикулярно ДП; часто их поворачивают так, чтобы они стояли перпендикулярно обшивке корпуса. Такие шпангоуты называют поворотными. Их обычно

    устанавливают в местах, где требуется особая прочность, а также на судах, имеющих корпус с довольно полными обводами.
    Соединительные линии между флортимберсами и первыми футоксами располагаются параллельно ДП и называются резен-линиями.

    На малых судах шпангоуты тоже могут быть наборными, т. е. состоять из двух или более деталей. На небольших шлюпках шпангоуты часто изготовляют из одного куска дерева, естественно из искусственно изогнутого. Шпангоуты могут состоять и из нескольких склеенных друг с другом пластин. Такие клееные шпангоуты часто выполняют одновременно с бимсом.


    На больших судах шпангоуты, усиленные дополнительными листами и профилями, называют рамными.
    На старинных судах шпангоуты были наборными и, как и на современных парусниках, состояли из флортимберсов и футоксов.
    Кроме обычных шпангоутов для повышения прочности корпуса на некотором расстоянии друг от друга устанавливали усиленные шпангоуты. Их обычно располагали под портами и вели только до нижней палубы. Усиленный шпангоут, как и обычный, состоял из флортимберсов и футоксов, но более крупных размеров. На рисунке показаны приемы изготовления старинных шпангоутов.



    На металлических клепаных судах устройство шпангоутов проще. Здесь различают только флор — вертикальный стальной лист с обделочным угольником, идущим поперек днища судна, и боковые ветви шпангоутов. Последние обычно выполняют из двух уголковых профилей. Для уменьшения веса и удобства постройки в флорах делают вырезы.


    По материалам книги "Постройка моделей судов", автор О.Курти















    2018 © Copyright leonardasf1. All Right Reserved. uCoz